Днепропетровск – на пороге новых реформ и изменений. В наступающем году в городе будет еще и новый городской голова. Место градоначальника сейчас вакантно, но как долго? Когда ожидать выборов в местные советы?
На эти и другие вопросы поможет найти ответы Владимир Тюрин, лидер общественной организации «Родной Днепропетровск».
Владимир Юрьевич, сейчас горожане в неведении: что же происходит в городском совете, не расшатается ли городское хозяйство без градоначальника, когда будут выборы нового мэра?
– Давайте успокоим наших людей: город не без мера, город – с исполняющим обязанности городского головы – Максимом Романенко. В соответствии с действующим законодательством, он принял на себя обязательства по управлению областным центром.
Смотрите, как законодатель трактует данную ситуацию. Во – первых, в течении 15 дней, городской совет должен подать, по закону, представление о необходимости проведения досрочных выборов, в связи с тем, что городской голова сложил свои полномочия.
После этого, согласно Закону «О местном самоуправлении», соответствующий Комитет Верховной Рады рассматривает этот вопрос и выносит на голосование. Парламент своим постановлением должен назначить дату проведения выборов, не позднее, чем через 90 дней со дня прекращения предыдущих полномочий.
Но это в идеале. Мы с вами должны понимать, что, опять же, в соответствии с действующим законодательством, любые досрочные выборы – это будут довыборы. То есть выборы до следующих официальных выборов в органы местного самоуправления.
Если теоретически, выборы могут быть в марте – апреле, то тогда на 5 месяцев. Есть ли в этот смысл? Нет. По моему мнению, это совершенно пустая трата средств городского бюджета. Выборы городского головы должны состояться тогда, когда состоятся очередные выборы в органы местного самоуправления.
Иначе, зачем мы с вами будем тратить около 50 млн. гривен на организацию выборов, и через 3 месяца опять будем этим заниматься. Поэтому, законодатель и определяет, что обязанности городского головы, в таких случаях, исполняет секретарь городского совета.
За это время ничего плохого не произойдет, город, как работал, так и будет работать, может даже и лучше. Потому, что меньше будет давления сверху вниз. Я прогнозирую, что Днепропетровск будет жить своей жизнью, развиваться и даст Бог, мы с вами в октябре следующего года изберем городского голову и новый состав городского совета.
Уже сейчас называют очень много претендентов на место городского головы, почти с десяток. В конечном результате, как думаете, сколько фамилий может быть в бюллетене.
В бюллетене может быть и 50 фамилий… У нас есть определенная группа общественников, достаточно известных в городе людей, депутатов, которые могли бы, по определению, принять участие в выборах городского головы.
Но в то же время, мы должны с вами понимать, что все партии, которые вошли в парламент, в том числе, не только в коалицию, но и в оппозиционный блок, однозначно, будут выдвигать свои кандидатуры на мера и в местные советы.
Поэтому, я думаю, у нас будет 5 – 6 человек, реально претендующих на роль городского головы Днепропетровска. Между ними и развернется определенная борьба.
Я не вижу сейчас на политическом поле Днепропетровска человека, который бы внезапно появился и выиграл выборы. Такого не будет.
Насколько мне известно, коалиция сейчас согласовала положение о том, что выборы городских голов должны будут пройти в два тура. Но для этого необходимо внести изменения в действующую Конституцию и законы о местном самоуправлении и о выборах.
Я думаю, это будет справедливо, потому что когда городской голова набирает, условно говоря, 25 % – это примерно 100 – 120 тысяч проголосовавших.
Не может 100 тысяч в миллионном городе определять, кому быть городским головой.
Поэтому выборы должны проходить в два тура. Общее количество избирателей в Днепропетровске – порядка 660 тыс. Из них придет голосовать – примерно 400 тыс. Они должны принять решение, кто будет следующим мэром.
У кого из претендентов будет больше всего шансов на победу? Что кандидат должен предложить избирателям, чтобы победить?
Сразу вспоминается анекдот, в котором один из кандидатов на выборах говорит: «дорогие избиратели, лучше меня вам никто не пообещает».
Поэтому я бы не хотел, чтобы возможный претендент обещал какие – то несбыточные вещи, ведь люди у нас до сих пор остаются доверчивыми. Мы должны понимать, что мэр не повысит пенсии и зарплаты, не снизит коммунальные тарифы – это невозможно в нынешних экономических условиях. К сожалению, максимально, что можно сделать – зафиксировать их на каком – то уровне, потому что есть, не зависящие от нас, рост цен на газ и электроэнергию.
То, что мэр должен пообещать и сделать – это навести порядок в структуре управления городским хозяйством, навести порядок на улицах города, четко заявить о том, что городской бизнес, прежде всего, должен работать на себя, а не проверяющих, которые вымогают взятки. И дать гарантию, что в кранах будет горячая вода, на улицах будет освещение, дети будет безопасно ходить в школу.
Это – те вещи, которые каждый житель города хотел бы видеть. Все остальные обещания – это, как говорят, от лукавого. Хочу сказать: не голосуйте только сердцем, анализируйте, что предлагает человек в своей программе.
Ну и мое глубокое убеждение – возглавлять город должен человек, который родился и вырос в Днепропетровске. Это очень важно, мы должны сделать качественный выбор.
Уже сейчас говорят, что эти выборы будут непростыми… Как Вы считаете?
Я бы сказал так: эти выборы должны быть по – настоящему альтернативными. Потому что, по тем или иным обстоятельствам, за последние 15 лет у нас не было альтернативных выборов. Был городской голова, который избрался достаточно просто и безальтернативно в 2000 году и потом, набрав какой – то рейтинг, продержался. Так сложилось, что у него просто не было достойных конкурентов.
Да, эти выборы будут непростыми, но, с другой стороны, у избирателя будет возможность посмотреть, оценить и выбрать действительно человека, который понимает, что нужно делать в городе. И, прежде всего, в интересах горожан, а не в личных или интересах каких – либо бизнес групп.
Каким будет количественный состав депутатского корпуса города, сократят ли народных избранников со 120 до 60?
Однозначно сейчас можно говорить о том, что тенденция, в рамках даже переговорной коалициады, такая, что количество депутатов необходимо сокращать даже в Верховной Раде.
Например, предложение депутата Николая Томенко – парламентариев должно быть не более 300 человек.
Я думаю, что 60 депутатов для Днепропетровска – это вполне достаточно. У нас не такой богатый город, чтобы, даже опосредованно, содержать большее количество депутатов. Ну, и эффективность управления, сроки принятия решений будут гораздо выше, чем сейчас.
Кстати, все вместе 120 депутатов горсовета собирались разве что в день принятия своих полномочий. Это же общественная нагрузка, люди заняты своими делами. Есть голосования, которые всех волнуют, есть – которые не всем важны. А для принятия некоторых решений необходимо набрать не меньше 80 голосов. Поэтому и бывают «пробуксовки» в работе депутатского корпуса, которых не должны быть.
На какой основе будет избирать новый состав горсовета?
Коалиционное соглашение предусматривает, что на уровне сел и поселков городского типа, у нас однозначно остается мажоритарная система.
Пока нет однозначного решения, но, я думаю, по городу и области будет пропорциональная система. Конечно, нужны открытые списки. Люди должны знать и понимать, за кого отдают свой голос. Если не будет мажоритарных округов, соответственно, речь будет идти о той или иной партии, которая выдвигает из своих рядов конкретную группу людей. Пусть партии решают, кто у них достоин быть депутатом. Опять же, как это будет происходить и кто эти люди – мы сможем только наблюдать.
Я прогнозирую, что городской совет будет обновлен, как минимум, на 50%. Думаю, и это будет правильно, будущий городской голова и вновь избранный городской совет должны сформировать соглашение, аналогичное нынешнему коалиционному в Верховной Раде.
Ведь программы, которые были у нас в городе, не работали. Если нет понимания между городским головой и горсоветом, если эти 2 части разъединены -то получится то, что у нас было последние лет восемь. Городской голова – сам по себе, горсовет тоже – сам по себе, потому что мэр не имеет политической силы, которая его поддерживает. Была попытка у бывшего городского головы принимать решения совместно с Партией Регионов, он даже вступил в партию, но, как показала практика, на ведении городского хозяйства это в лучшую сторону не отразилось.
Должны быть четко прописаны механизмы принятия решений и их выполнения. Самое важное на сегодня – мы должны перейти на европейскую модель оценки действий городского головы, городского совета и исполкома. Каким образом? По количеству созданных рабочих мест. Не статистическому количеству, а реальному. Это будет видно по тому, как работает крупный и малый бизнес, сколько создано рабочих мест в коммунальных предприятиях, которые приносят прибыль в городской бюджет.
Всем нам хочется, чтобы позитивные изменения произошли как можно быстрее. Да и военные действия на востоке страны настроения людям не прибавляют.
Я скажу так : не быстро, может быть. не так качественно, как хотелось бы, но все у нас будет хорошо. Будем верить в это. Ведь, демократия – это, прежде всего, процедура. Мы должны действовать пошагово, пережить все проблемы на пути. Надо сконцентрироваться и работать на общее благо, на поддержку европейского курса страны.
Накануне нового года я хочу пожелать всем нам оптимизма и веры в лучшее.
Вера Касьянова.