Ажиотаж, вызванный театральным флешмобом, не только пробудил здоровое любопытство широких народных масс, но и значительно увеличил число проданных билетов. Еще чуть-чуть, и в окошке театральной кассы появится желанный текст: «Все билеты проданы!». А пока готовимся к премьере.
Дж. Верди «Травиата»
Опера по драме А. Дюма — сына «Дама с камелиями»
Постановочная группа спектакля: Дирижер- Ю. Пороховник, заслуженный деятель искусств Украины; режиссер- А. Дугинов ( г. Харьков); художник — Д. Белая; хормейстер — В. Пучков-Сорочинский, заслуженный деятель искусств Украины
В перечне фамилий постановщиков незримо присутствует имя автора идеи спектакля Юрия Викторовича Чайки, народного артиста Украины, главного режиссера Днепропетровской оперы.
«Возвращаясь к ранее поставленным операм, я не реконструирую спектакли. Я даю им новую жизнь. Но полностью отсекать связь с прежней версией было бы неверно. Первую свою «Травиату» я поставил в 1977г. в Днепропетровской опере. Позднее не однажды к ней возвращался. Но и сегодня моя «Травиата» не отпускает меня. Волнует и будоражит, как и 40 лет назад. Каждую постановку делаю, как в первый раз. »
/Из последнего интервью Ю.В. Чайки./
Его не стало 5 марта 2016г. По желанию Юрия Викторовича незавершенную работу над спектаклем продолжил Алексей Дугинов, режиссер Харьковской оперы.
Алексей Дугинов: Решение спектакля придумали Юрий Викторович Чайка и художник Дарья Белая. Они заложили его фундамент и первоосновы. Я не только согласился с ними, но и принял предложенный план. Моя миссия заключалась в том, чтобы «достроить» начатое здание. Наша постановка должна быть красивой, эмоционально искренней и адекватно жесткой в правде жизни. В моем представлении это не мелодрама. Тут драма жизни. Волнует меня в спектакле и тема взаимоотношений отцов и детей, тема, которую я акцентирую. Но об этом позднее. А сейчас я хочу передать слово художнику спектакля Дарье Белой.
Дарья Белая: Скажу, наверное, пафосно, но искренне! Театр — это не только площадка, где реализуются творческие амбиции и проекты. Это публичный объект гуманитарных знаний и гуманитарной помощи, особо важный в ситуации сегодняшней, когда театр призван исполнять просветительскую и волонтерскую миссию.
Потому ключевыми определениями для нас в работе над спектаклем являются искренность, точность, оправданность и, конечно, красота. Юрий Викторович мечтал, чтобы в оформлении спектакля присутствовали картины, наполненные чувством поклонения самоотверженной женской любви. Они, по мысли режиссера, должны задавать энергетический тон спектаклю, служить его эмоциональным фоном. «Это супер!» – так оценил Чайка сделанные мной эскизы к спектаклю.
Другая, не менее действенная составляющая сценографии «Травиаты» – провокация. Не знаю, как отреагирует днепропетровский зритель на придуманный нами ход. Пока я не хочу раскрывать его детали. Скажу лишь, что сделанное не дешевая рекламная уловка или элимент эпатажа. Хотя момент скандала, генетически связанный с «Травиатой», такое допускает. Просто нам не хочется делать сентиментальную историю, где, как говорит Алексей, Альфреда поет тенор с красивым голосом.
Алексей Дугинов: Сразу предупреждаю, что в музыке и либретто мы ничего не сокращаем и ничего не меняем. Но художественное видение спектакля у нас, конечно свое. Для нас «Травиата» – история свежая и вневременная.
Дарья Белая: Если хотите, это своеобразный тест на искренность и для нас, и для зрителей. Тест, который предполагает свободу выбора и изъявления чувств. И главное он не допускает равнодушия. Уж лучше категорическое неприятие.
Замечу, что в творческом багаже Даши на сегодня числится более двадцати спектаклей. Удивительно, что «Травиата» – её первый опыт в большой оперной классике.
Дарья Белая: Первая опера, которую я начала с чистого листа. Все мои предложения Юрий Викторович принимал с интересом и пониманием. В плане психологическом нам работалось комфортно. Даже слово «провокация» он принял, не задумываясь. Хотя, оба сознавали рискованность хода. Для меня, как художника, он стал настоящим испытанием: в сценографии спектакля я использую живопись, архитектуру, коллаж, видео декорации, интерьер и экстерьер. Набор художественных средств сложный, даже в чем-то миксовый.
Не устаю повторять, что опера — удовольствие дорогое. В нашей «Травиате» только сценических костюмов более ста. Спектакль масштабный и очень затратный. Затратный не только финансово, но и по мере трудовых усилий всех работников художественно-постановочной части. Посещение оперы и балета должно стать событием в жизни зрителей. Событием ярким, запоминающимся. Такова наша сверхзадача.
Тем не менее задуманное и сделанное художником и его командой, производит впечатление легкости. Срабатывает парадокс Гофмана: «В жизни надо делать то, что дается легко. Но делать это надо из-за всех сил». Вспоминаю о Гофмане, наблюдая за Белой. Порой кажется, что работает она играючи, не особо себя утруждая. И только близкие люди знают, какой ценой оплачена эта кажущаяся легкость.
Алексей Дугинов: И в режиссерском решении, и в сценографии спектакля принципиально важно усиление драматической линии. Отсюда ориентир на повышенное внимание к литературной основе оперы и характерам персонажей. «Концертность» сценического поведения, которой часто грешат в оперных театрах, в «Травиате» недопустима. У Верди это высокая музыкальная драма, она противится бытовому стилю. Наш спектакль приподнят над действительностью и вместе с тем, он классичен по своим приемам. Ключ к постановке – мнение композитора: «В музыке, как и в любви, нужно быть искренним».
Имена исполнителей назовём?
Алексей Дугинов: К премьере готовим два актерских состава. Оба достойны зрительского внимания. Виолетту поют: лауреат международных конкурсов вокалистов — Елена Самойлова и Марианна Рябошлык (дебют на оперной сцене). Альфред Жермон — лауреат международного конкурса Тимур Парулава и Марк Сердюк (дебют на оперной сцене). Жорж Жермон – заслуженные артисты Украины Александр Сергеев и солист Львовской оперы Орест Сидир. Флора Бервуа – заслуженная артистка Украины Ольга Ус и Светлана Сошнева. Ближайшие по времени спектакли: 15, 17 и 21 апреля.