Еще малыш или уже школьник. Как живется первокласснику.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность ученика, школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей.
Утро в семье школьника теперь начинается с раннего завтрака, косичек и бантиков, а свободных вечеров все меньше: надо учить уроки. Сколько нужно времени, чтобы ребенок привык к новому распорядку дня? Кто быстрее адаптирутся к изменениям, дети или их родители?
Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей. Поход ребенка в школу связан с огромными изменениями во всех сферах его жизни. Эти изменения касаются, в первую очередь, структуры отношений и места ребенка в обществе. Меняется социальная ситуация развития, игровая деятельность все больше уступает место учебной, меняются мотивы познавательной активности ребенка, он теперь включен в новый социальный институт – школу. Изменения происходят на всех уровнях развития.
Психологи считают, что говорить о четких границах адаптационного периода первоклассника невозможно, так как каждый ребенок – это индивидуальность с определенным типом нервной системы, особенными чертами характера.
Родители обращаются к психологам с жалобами на то, что дети все – таки не могут «влиться» в новую роль. Они часто жалуются на плохое самочувствие, находятся в угнетенном состоянии, не полностью усваивают учебный материал, не знают имен и фамилий всех одноклассников и учителей.
Причинами школьной дезадаптации называют неправильные методы воспитания в семье или нарушение системы отношений в школе. Психологическая готовность является необходимым, но недостаточным условием успешной адаптации ребенка к школьной жизни. Основным методом предупреждения дезадаптации ребенка в новом коллективе можно считать избегание неутешительных оценок на первых этапах обучения.
Сейчас у всех период привыкания. Привыкают дети друг к другу и к учительнице, привыкает учительница к своим маленьким подопечным, привыкают родители к новому графику жизни.
Родителям, наверное, сейчас тяжелее, чем детям. Первоклашки еще многое забывают. Если не спросишь, что нужно на завтра подготовить, могут и не вспомнить. Портфель вечером еще собирают мамы. Кстати, он достаточно тяжелый у первоклассника. Еще и сменная форма для занятий физкультурой в спортзале…
Помимо школы, родители записывают детей на всевозможные кружки и секции: танцы, спорт, рисование. Спектр для творчества ребенка сейчас широкий. Но как справится малыш с такой нагрузкой?
– Очень важно, – говорит преподаватель вокала Слобожанской школы эстетического воспитания Днепровского района Юлия Костелан, – что в наше непростое время мы не забываем о развитии детей, о поддержке их талантов. Это очень нужно детям, вселяет уверенность в своих силах и желание творить.
Но, чтобы школа и внешкольные занятия не стали психотравмирующим фактором для первоклассника, педагогам и родителям в учебно – воспитательном процессе следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Педагогическое воздействие сказывается на формировании личности и интеллекта. Необходима эмоционально – положительная среда, без нее дети становятся капризными и обидчивыми.
Юлия Васильевна говорит, что независимо от того, сколько усилий и времени тратится на обеспечение готовности детей к обучению в школе еще в дошкольном возрасте, в начальный период обучения с определенными трудностями сталкиваются практически все дети. Поэтому существует переходный период от дошкольного детства к школьному, который можно назвать периодом адаптации ребенка в школе.
– Занятия, например, музыкой, рассказывает педагог, – не стоит совмещать с началом занятий в общеобразовательной школе. Волшебный мир музыки всегда привлекателен и романтичный, но он может быть немил ребенку, которому нужно еще и психологически привыкать к одноклассникам и урокам.
Приобщать к музыке ребенка лучше всего за год до похода в общеобразовательную школу или со второго класса.
– Знания и умения детей, – говорит Юлия Костелан, их ответственное отношение к занятиям, постоянное самосовершенствование, является хорошим стартом в жизни для талантливого человека. Главное – не перезагрузить ребенка. В музыке, как и в спорте, результат виден лишь после долгих занятий и тренировок. Лучшие показатели формируются годами. Главное – верьте в своих детей. И тогда у них все получится.
Пусть все будет хорошо в этой семье трудолюбивых, предприимчивых, добросовестных учеников и мудрого преподавателя, которая поддерживает и развивает таланты своих воспитанников, раскрывает их потенциал, воспитывает в них художественно-эстетических вкус.
Как бы ни было, даже если детство и заканчивается с походом в школу, «школьные годы – чудесные». Из песни таки слова не выбросишь. Эти годы остаются яркими воспоминаниями для человека на всю жизнь.
Вера Касьянова
На фото: Юлия Костелан и талантливые воспитанники Слобожанской школы эстетического воспитания.