Очільник поліції Дніпропетровщини розповів, як реформована поліція освоює нові форми взаємодії з суспільством

30 Грудня 2015 22:57

12459847_1210392038976267_1584452556_n2015 год стал веховым для украинской милиции. Были приняты ключевые законы. Стартовала реформа. На улицы вышел новый патруль. Реформированная полиция стала осваивать новые формы взаимодействия с обществом – на фоне кризиса доверия к правоохранителям и войны на востоке страны. Об этом и многом другом наше интервью с начальником ГУ НП в Днепропетровской области, генералом полиции третьего ранга И.В. Репешко.

  • Игорь Владимирович, Вы возглавили милицию Днепропетровской области в мае 2015 года. Какими были Ваши первые действия в новой должности?

– Прежде всего, я стремился сохранить профессиональный состав милиции, владение оперативной обстановкой и удержать стабильность в работе. Это основа, на которой базируется раскрытие преступлений, да и функциональность правоохранителей в целом. Из нового – мы сформировали аналитическое подразделение, которое сориентировали на выполнение неформализованных задач – сбор и консолидацию информации, оценку и прогноз криминогенной ситуации в регионе, моделирование возможного развития событий, разработку алгоритмов работы полиции… Аналитики стали частью комплексной автоматизированной системы «Аккорд», в которой мы попытались объединить большую часть подразделений будущей полиции и максимально автоматизировать их работу. Эта система была протестирована с помощью экспериментального подразделения «Патруль 102».

– И в некоторых районах города уже успели привыкли к присутствию на улицах вездесущих патрульных…
12463728_1210392862309518_636233554_n– На это мы и рассчитывали. Проект был запущен с целью подготовить людей к появлению в регионе новой патрульной полиции. И он сработал. Показатель доверия населения к работе патруля возрос. Сократилось количество жалоб на несвоевременное реагирование. И не только. Благодаря патрулю 102 нам удалось существенно стабилизировать криминогенную обстановку в Днепропетровске. Важно, что патруль был нацелен не только на реагирование. Он активно занимался и профилактикой правонарушений, выступал фактором порядка на улицах. Благодаря патрулю появилось взаимопонимание между населением и правоохранителями. К патрульным стали обращаться граждане на улицах – за самой разнообразной помощью: утихомирить разгулявшуюся на детской площадке компанию, провести беседу с неправильно паркующимся соседом, проконсультировать по поводу европротокола… Особенно ощутимой работа патрульных была в Кировском и Бабушкинском районах города, где улицы круглосуточно патрулировались с середины августа.

– Вы начали службу в органах в смутные девяностые годы, когда правоохранителям скучать не приходилось. С какими преступлениями сталкивались тогда? Изменилась ли с тех пор криминальная среда?

– Это было время начала конца Советского Союза. И с одной стороны, тогдашняя криминогенная обстановка была очень похожа на нынешнюю. Стремительно ухудшалось благосостояние людей. Как следствие, значительно возрастало количество преступлений, особенно уличных и бытовых. Множество преступлений совершалось организованными преступными группировками. Росло количество тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений с применением огнестрельного оружия. Тогда впервые возник такой новый вид мотивации преступления, как необходимость получения стартового капитала для осуществления предпринимательской деятельности.

– Можно ли сказать, что опыт раскрытия преступлений прошлых десятилетий сейчас востребован?

– Любой опыт, безусловно, полезен. Особенно, если учесть схожесть ситуаций. Хотя, как мне кажется, были и существенные отличия. Люди в постсоветское время были более дисциплинированными и законопослушными. Само отношение к преступлению и к милиции было другим. Иными были и правоохранительные органы – качественнее была их профессиональная подготовка. Намного лучше было материальное обеспечение, а вот о технических возможностях, которые есть сейчас, тогда мы и не мечтали. Другим было законодательство. Оно позволяло оперативным сотрудникам и следователям максимально быстро принимать процессуальные решения, что способствовало предотвращению и документированию преступления. Опыт работы многих наших ветеранов по профилактике и раскрытию преступлений всегда будет востребован в работе правоохранительных органов.

– Недавно в Днепропетровской области начали работу 11 полицейских участков. Чем их функциональность отличается от традиционных участковых пунктов милиции?

– Работа полицейских участков пока проходит в тестовом режиме. Но она организована уже в новом формате, известном как community policing – территориально приближенная полиция. Каждый такой участок станет каналом взаимодействия полиции, местных активистов, представителей власти и населения. Будут учитываться специфика района и локальные проблемы территориальных общин. Здесь полиция будет проводить множество пока еще не типичных для нее мероприятий – организовывать «соседский надзор», оказывать консультативную помощь, поддерживать продуктивные общественные течения, проводить воспитательную работу с населением. И мы очень рассчитываем на поддержку общественности.

– Какие преступления беспокоят Вас как начальника полиции больше всего, если учесть специфику региона?

– Конечно же, Днепропетровская область имеет свои особенности. Это, во-первых, ее близость к «горячему» востоку страны. Поэтому мы сталкиваемся с большим количеством преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия. Во-вторых, это один из самых успешных и денежных регионов Украины. 12431469_1210392958976175_255576983_nПоэтому и преступления тут специфические – угон дорогих автомобилей, квартирные кражи, преступления, направленные против собственности. В-третьих, в регионе наблюдается достаточно большая политическая активность, что тоже существенно влияет на работу полиции.

– Часто приходится слышать фразу о том, что «в милицию/полицию обращаться бесполезно – не реагируют»…

– Такая проблема есть… Здесь играют роль и человеческий фактор, в частности отсутствие профессионализма, и особенности законодательства. Дело в том, что проведение многих процессуальных действий предполагает достаточно длительную процедуру оформления. А люди требуют максимально быстрого реагирования, что в рамках действующего законодательства часто оказывается невозможным.

– Весной 2014 мы столкнулись с кризисом доверия милиции. Индекс доверия тогда упал до 3%. При этом в среднем по Европе он составляет 72%. Что, на Ваш взгляд, нужно предпринять для того, чтобы вернуть доверие к полиции?

– На моей памяти разговор о недоверии общества к милиции ведется непрерывно. Я бы не стал заострять его в такой формулировке. Когда большая часть общества не соблюдает законы и правоохранители пытаются с этим бороться, конечно же, их действия будут вызывать неудовольствие. На мой взгляд, нельзя сейчас и ориентироваться на западные показатели. Там совсем другие люди, другое общество, другой менталитет. Отношение к полицейскому и к самому преступлению тоже иное. Если на западе у человека угнали автомобиль, владелец тут же получит страховку и его уже не будет волновать, что станет с его угнанным автомобилем. Нашего же человека волнует все. Недавно к нам обратилась за помощью пенсионерка, у которой еще в 94 году украли мотоцикл и она до сих пор его ищет…
12463724_1210392662309538_738544006_nСитуация с доверием к правоохранителям изменится тогда, когда изменится состояние общества, его менталитет и подходы к восприятию понятия закона. Правоохранительные органы – это часть общества, в котором мы живем.

– Изменилось ли качество работы в связи с действием Закона «О национальной полиции?» Как сегодня оценивается работа сотрудника правоохранительных органов?

– Какие бы требования к полиции не выдвигались сейчас, конечно же, мы будем стремиться им соответствовать. Но в любом случае главным критерием является способность раскрывать преступление. Если преступления раскрываются, значит, полиция работает. И для меня здесь предметом гордости является то, что наши показатели – одни из лучших в стране. В этом, безусловно, заслуга личного состава, который имеет очень высокий уровень профессиональной подготовки.

– Сегодня в контексте проводимой реформы возникают дискуссии об общественном участии в принятии решений полицией на местах – в регионах, городах, районах и т.д. При этом очевидно, что у нас пока нет сплоченных дееспособных общин и уровень развития гражданского общества в стране очень низок. Необходимо, прежде всего, наладить должное воспитание общества. Может ли полиция пойти в авангарде этого процесса?

– Одно из основных заданий полиции – осуществление превентивной и профилактической деятельности, направленной на предотвращение правонарушения. Повторюсь: правоохранительные органы- часть общества, в котором мы живем. Для того, чтобы влияние общественности было конструктивным, нужно вырастить достойное общество, сделать все для его воспитания. Важно создавать механизмы общей ответственности, основанные на контактах и взаимопонимании между населением и полицией. Тогда мы получим и реальную общественную инициативу, и реальный гражданский контроль. Ведь полиция способна выполнять свои функции только в условиях взаимодействия с обществом, которому она служит и в отношениях с которым она опирается на доверие.

– В некоторых городах Украины еще до реформы предпринимались попытки создать муниципальную полицию. Насколько эти начинания перспективны?

– Да, такие эксперименты проводились в Виннице, Харькове, Николаеве…Но действительно результативными они будут тогда, когда этот вопрос будет решен законодательно. Хотя мы уже сейчас движемся по этому пути: создаем полицейские участки, ориентированные на потребности территориальных общин. На встречах с активистами предлагаем им непосредственно участвовать в разработке плана профилактических мероприятий, подборе кадров, контроле за их работой. В идеале община должна сама заботиться о полиции как об одном из ресурсов улучшения жизни. На местном уровне должен решаться и вопрос материального обеспечения наших сотрудников, что было бы для них хорошим стимулом. В США ведь каждый штат сам определяет зарплату полицейского. 12435886_1210393002309504_713080380_nХотя в нашем обществе здесь можно столкнуться с проблемой, свойственной сугубо нашему менталитету. Финансируя территориальную полицию, местная власть может стремиться лишь к тому, чтобы получить «ручных» правоохранителей. Поэтому основные выплаты на содержание полиции все же должны производиться централизованно.

– Ваш номер телефона открыт для всех. Это продуктивная позиция?

– Да, мой номер телефона знают многие. Я убежден, что руководитель полиции должен быть открытым для любой информации. Чем больше каналов он при этом использует, тем лучше…

– И в завершение вопрос за пределами профессиональной сферы. Чем увлекается начальник полиции в условно свободное время?

– Книги. Мне интересны истории о выдающихся исторических деятелях, откуда можно вынести для себя что-то ценное. А также тренировки.

– Мы – на пороге 2016 года. Что бы Вы хотели пожелать жителям региона?

– Спокойствия и стабильности. Все остальное в регионе есть. И понимания того, что от этой стабильности зависят жизни и судьбы людей…

Беседовала Мария Бутырина.